Эссе «Моя педагогическая философия»
Школа похожа на театр. Особенно это очевидно при чтении книг о театре, актерах, режиссерах. Согласитесь, что это написано и о нас: «Надо уметь свободно жить под контролем тысяч глаз. Надо знать, когда следует дать паузу – передышку и с какого слова начать. Надо не ошибиться в том, какую долю собственной усталости или, напротив, подъема можно включить в сценическое действие.
Учитель – артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Наша учительская жизнь не расписана никакими сценариями и полна неожиданностей.
Пожалуй, больше ни одна сфера деятельности не требует такого искусства владения собой, как общение с детьми. Наш талант, наше мастерство начинаются с этого искусства.
Я часто задаю себе вопрос: «Повторил бы я свой профессиональный выбор снова?». И всегда ответ один и тот же: «Да!». По моему убеждению, каждый человек приходит на Землю со своей миссией. Я пришел в этот мир творить добро. Моя профессия – это и есть моя жизнь. Все в ней связано с детьми, их судьбами, малыми и большими проблемами.
Р.Быков в одной из газетных статей написал: «Сохранение детства – это сохранение экологической среды: мира с его водами, небом, землей и солнцем». Поэтому важно верить в каждого ребенка. В романе В.Дудинцева «Белые одежды» описан образ спящей почки: «… есть такое понятие: спящая почка. У яблони ее не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побег… Ты можешь продлить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты – подлец или герой».
Вот они, мои педагогические задачи: помочь каждому ребенку в детстве осознать, кто он, узнать себя, поверить в себя, в лучшее, что в нем есть; создать условия в школе, в классе, чтобы в каждом пробудились «спящие почки».
Что радует и что тревожит меня как учителя? Радует, что имею счастье работать в школе, радует общение с мальчишками и девчонками, радует, что рядом со мной трудятся мои коллеги, способные помочь, поддержать, вдохновить.
Огорчает то, что сегодня очень часто учитель остается с проблемами ученика один на один, когда ему приходится заменять и папу и маму. Никто не может заменить семью. Трудно противостоять жестокости и насилию с телевизионных экранов.
.Но… учителю не свойственен пессимизм. Пусть нашим детям всегда везет с учителями, которые вселяют в них радость и оптимизм! Пусть в нас, учителях, всегда будет вера в «разумное, доброе, вечное»!
|