Четверг, 02.05.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Котова Евгения Петровича

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2015 » Октябрь » 4 » Педагогический опыт Тема: Применение компьютерных технологий на уроках географии и внеклассных мероприятиях.
12:22
Педагогический опыт Тема: Применение компьютерных технологий на уроках географии и внеклассных мероприятиях.

Содержание                                                                                                                             стр.2

Введение.                                                                                                                                         3

Глава 1. Информационные технологии в образовании.                                                            4

1.1.Основные понятия.                                                                                                                  4

1.2. Актуализация применения компьютерных технологий .                                                   5

1.3.Цель и задачи.                                                                                                                           8

1.4.Психолого- педагогические и медико- биологические особенности проведения уроков с использованием компьютерных технологий.                                                                               8

1.5.Педагогические основы применения компьютерных технологий.                                    9

1.6.Требования к современному учителю.                                                                                 11

Глава 2.Из опыта использования информационных и компьютерных технологий

на уроках географии и внеклассных мероприятиях                                                                 12

2.1.Использование компьютерных программ на различных этапах урока                             12

2.1.1.Использование Microsoft Power Point при объяснении нового материала.                  13

2.1.2. «Задачи на знание карты»                                                                                                  14

 2.2.1.Использование компьютера на уроках обобщения  и систематизации знаний.          15

2.2.2. Уроки контроля и коррекции знаний.                                                                              15

2.3. Использование Microsoft Power Point во внеклассной деятельности.                              16

2.4.Результативность описываемого педагогического опыта.                                                 17

Заключение.                                                                                                                                   18

Список литературы.                                                                                                                      20

Приложения                                                                                                                                   

Приложение 1. Стихийные явления в природе                                                                          22

Приложение 2. Движение воды в океане                                                                                    30

Приложение 3. Посвящение в пятиклассники                                                                           35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В педагогике неизбежно возникают вопросы   «чему учить ?» , «зачем учить? »  , «как учить ?», но, вместе с тем, появляется еще один вопрос «Как учить результативно?»

Обучение превращается в подобие  некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий. Еще А.С.Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники».

Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи , которые были поставлены индустриальным обществом прошлого века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организация их репродуктивных действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно).

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией  (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их,  делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных технологий обучения,  в том числе компьютерных.

 Быстрое развитие вычислительной техники и расширение ее функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах образовательного процесса. В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ. Сам факт их существования свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

В этой работе:я

  • решаю проблему наиболее эффективного и рационального использования компьютерной техники.
  • ищу оптимальное применение компьютера на уроках географии и  внеклассных мероприятиях.

Глава 1

Информационные технологии в образовании

1.1.Основные понятия.

Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Образовательная технология - это модель и реальный процесс осуществления целостной педагогической деятельности по проектированию, организации проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Компьютерные (информационные) технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео)

Компьютерные технологии это процессы подготовки и передачи информации обучаемому средством осуществления которых является компьютер

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах

  • Как проникающая технология ( применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам).
  • Как основная , определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
  • Как монотехнология ( когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

 

Я в своей практике использую названную технологию как «проникающую».

 

1.2. Актуализация применения информационных и компьютерных технологий

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций ХХI века. Формируется новая информационная среда жизнедеятельности человека. Именно поэтому перед системой образования встает проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде Имея немалый педагогический стаж работы в сельской школе , я давно убедился, что учителю на любых уроках, в том числе и на уроках географии, приходится постоянно активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать процесс познания учеников, иначе успеваемость будет на довольно низком уровне, что противоречит сегодняшним потребностям общества и государства. Еще несколько лет назад я не имел возможности использовать  в обучении компьютер и электронный проектор. Но когда в школе появился компьютер, а чуть позднее и электронный проектор, я незамедлительно стал осваивать эту технику.  Интерес к географии в последние годы сильно уменьшился. Возможно это связано с тем, что в большинстве высших учебных заведений географию не надо сдавать..Еще не секрет,  бывает, что в классе из семи учащихся только один – двое усваивают предмет на хорошую отметку. Учителю приходится применять массу методов и приемов для успешного освоения детьми предмета.

             Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

обучения на учебно - материальной базе с использованием современного учебно - лабораторного оборудования и учебной литературы.

               В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется … провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет… использования эффективных методов обучения.

В должностных обязанностях учителя так же сказано, что учитель в своей работе  «использует разнообразные приемы, методы и средства обучения».

Реализации данной задачи способствует применение в учебном процессе компьютерных технологий. В настоящее время  компьютер на школьных уроках начал применяться достаточно широко и разнообразно. Он дает возможность учащемуся  получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности; используя цвет, мультипликацию усиливает наглядность учебного материала. Новизна работы с  компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к учебному  занятию, усиливает мотивы деятельности  и способствует активизации учебного процесса в целом.

Компьютер изменил и саму технологию общения учителя с учеником. Появилась возможность в режиме реального времени  разворачивать перед учеником наглядные картины сложнейших геометрических объектов, показывать динамику различных процессов, исследовать какую-либо учебную ситуацию, оперативно контролировать и корректировать знания учащихся..

 Уроки с применением мультимедийных презентаций, получившие широкое распространение в современной школе, во многом выигрывают по сравнению с традиционными «доска-мел». Это  экономия времени на уроке, возможность демонстрации значительно большего объема информации, наглядность, эстетичность. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников.
          С помощью компьютерной презентации урок получается более эффективным, существенно сокращается время на получение обратной связи,  компьютер помогает решать многие задачи современного процесса обучения.

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное  значение  в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении географии объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.

Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени; также данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения – как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д.

Опыт работы показывает, что использование компьютерных технологий в обучении географии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.

 

1.3.Цель и задачи.

Перед современным образованием стоит задача подготовить подрастающее поколение , которое хорошо владеет компьютерными технологиями, быстро ориентируется в обстановке, может принять решение и нести ответственность в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Поэтому целью своей деятельности в части применения компьютерных технологий я вижу создание условий для учащихся для наиболее полного и глубокого освоения знаний по предмету.

В связи с этим я ставлю перед собой следующие задачи:

  •  Тема по самообразованию «Создание компьютерных презентаций
  • Создать и использовать компьютерные презентации для учебной и внеклассной работы учащимися.
  • Использовать возможности Интернета по данной проблеме

 

1.4.Медико- биологические особенности проведения уроков с использованием компьютерных технологий.

Велико влияние работы с компьютером на организм ребенка, его физическое и психическое состояние. При работе с ПК наблюдается влияние электромагнитного, электростатического, ультракороткого излучений. Необходимо помнить о проявлениях зрительного синдрома, синдрома запястного канала.

Учителю следует знать об этом и проводить профилактику этих влияний. Поэтому во время использования мной компьютерной технологии  в образовательном процессе, я провожу следующие мероприятия:

  • Технику безопасности при работе с ПК;
  • Использование ПК на уроке строго определенное количество времени: 5 класс- не более 15 мин.; 6,7 классы- не более 20 мин.; 8,9 классы- не более 25 мин.; 10-11 классы – не более 30 мин.
  • осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3 - 4 минут в 5-7 классах
  • Проведение зрительной гимнастики во всех классах;
  • Обучаю правильной посадке учащихся за ПК (расстояние до монитора 60- 70 см, посадка прямая, не сутулясь, опираясь ступнями в пол или на подставку, голова слегка наклонена вперед , не более15 градусов)
  • Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
  • Уровень глаз при вертикально расположенном экране ВДТ должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов.

1.5.Педагогические основы применения компьютерной технологии.

Для повышения эффективности образования необходимо освоение школой современных форм организации учебного процесса. Одним из способов экономии времени, сил, средств, как показывают исследования педагогов и психологов, является внедрение информационных технологий в сферу школьного образования. Учитель, располагающий компьютером , имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Известно, что наиболее эффективным способом передачи информации в процессе обучения является зрительный. Это обусловлено тем, что соотношение зрительной и слуховой информации оценивается как 4:1, то есть 80% всей поступающей информации в мозг человека проходит через зрительный канал и не более 20% воспринимается посредством слуха. .Кроме того, современная наука обладает следующими сведениями:

Учащиеся удерживают в памяти

10% того, что читают;

26% того, что слышат;

30% того, что видят;

50% того, что видят и слышат;

70% того, что обсуждают с другими;

80% того, что основано на личном опыте;

90% того, что проговаривают в то время, как делают;

95% того, чему обучают сами.

Одним из основных принципов обучения является наглядность.  Еще Я.А.Коменский называл наглядность «золотым правилом дидактики».

Рассмотрим классификацию методов обучения  по источнику получения знаний (Е.И.Перовский, Н.М.Верзилин).

  • Словесные методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы

Применение компьютерной технологии относится к наглядным методам обучения.

По характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) методы обучения подразделяются на

  • Объяснительно- иллюстративные
  • Репродуктивные
  • Проблемное изложение
  • Частично- поисковый метод
  • Исследовательский метод

В данном случае применение компьютерной технологии я бы отнесла к методам: объяснительно- иллюстративному, репродуктивному, а так же методу проблемного изложения.

Рассмотрим различные формы организации обучения. К обучению понятие форма применимо в двух значениях:

а) форма обучения;

б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от цели, содержания, методов и средств обучения. Формы обучения могут быть очные, заочные, классные, внешкольные, индивидуальные, групповые, фронтальные и др.  Компьютерная технология наиболее применима при очной, индивидуальной, фронтальной формах обучения. В своей  работе я представил именно эти формы обучения.

Форма организации обучения- конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий .Существует несколько классификаций форм организации обучения. А.В.Хуторской выделяет их три группы .

1.индивидуальной занятие (репетиторство, тьютерство) ;

2.коллективно- групповое занятие (урок, лекция, семинар, конференция, экскурсия,  деловая игра и т.п.) ;

3.индивидуально- коллективное ( погружение, творческие и научные недели проекты).

Я в своей работе рассматриваю применение компьютерной технологии на уроке. Урок- такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся класса с учетом особенностей каждого из них, используя различные виды , средства, и методы работы. Рассмотрим классификацию урока (по М.И.Махмутову). По цели организации, содержанию изучаемого материала, уровню обученности учащихся, он выделяет пять типов урока:

  • Уроки изучения нового материала;
  • Уроки совершенствования знаний, умений, навыков учащихся;
  • Уроки обобщения и систематизации знаний;
  • Комбинированные уроки;
  • Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков учащихся.

В своей работе я хочу показать применение компьютерной технологии на следующих типах уроков: изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроки контроля и коррекции. Так же я использую названную технологию во внеклассной деятельности с учащимися.

 

1.6. Требования к современному учителю.

Одним из важнейших направлений модернизации образования является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, а основной задачей системы образования является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Учитель в наше время должен обладать образованием, отвечающим требованиям современного мира, с высоким уровнем интеллектуального и нравственного развития, быть профессионалом в своей работе, творчески подходить к решению поставленных педагогических задач, умело вовлекать в процесс обучения учащихся. Поэтому он должен постоянно работать в плане самообразования, находиться в поиске необходимой информации и осваивать новые технологии в образовании. Сфера образовательных учреждений сегодня очень обширна: это изменение статуса учреждения, интеграция учебных предметов, введение предпрофильной подготовки и профильного обучения, широкое внедрение компьютерных технологий, которые не только расширяют образовательные возможности человека, но и помогают ему в совершенствовании его эмоциональных ощущений. Сейчас как никогда возросла потребность в учителе, способном совершенствовать свою деятельность посредством применения информационных технологий. Учителя должны все более активно использовать компьютер в учебно-воспитательном процессе. Проблема повышения педагогического мастерства учителей реализуется путем качественной подготовки курсового обучения педагогических кадров, проведением педагогических, научно-методических семинаров и практикумов . На семинарах учителя разных предметных направлений демонстрируют открытые уроки с применением компьютерных технологий, делятся опытом совместной деятельности учителей информатики и предметников по использованию  компьютерных технологий на уроках и во время внеклассных мероприятий, дают конкретные советы по проведению таких уроков. Все это помогает учителям в освоении  компьютерной техники и показывает преимущества использования компьютера в процессе обучения, повышения познавательной активности учащихся и интереса к изучению предмета. Сейчас уже уместно говорить о том, что учителя вышли на качественно новый уровень в использовании информационно-компьютерных технологий в образовании.

Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно- ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урок

 

Глава 2

 Из личного опыта использования компьютерной технологии на уроках и

внеклассных мероприятиях

2.1.Использование компьютерных программ на различных этапах урока.

          Использование компьютера значительно облегчает процесс  изучения географии через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Компьютер с его широкими мультимедийными и графическими возможностями должен быть вовлечен  в процесс обучения для решения различных поставленных задач, как в курсе географии, так и во внеклассных мероприятиях. Поэтому целесообразно применять компьютер  в обучающем режиме и в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Перед учителем,  решившем использовать компьютер в учебном процессе, встает ряд вопросов. Как выбрать нужную программу? Как организовать урок с использованием выбранной программы или компьютерной презентации?

Следующим шагом в применении компьютера на уроках стал переход от использования готовых программ по предмету к созданию, силами учителей и учащихся, собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Демонстрационные слайды, разработанные средствами Microsoft Power Point, используются при объяснении нового материала, повторении (рис.1;2) (прил..1)

рис.1 рис.2 

 В первую очередь необходимо определиться с целесообразностью использования презентации. Слайд должен содержать динамические фрагменты, облегчающие работу учителя и повышающие эффективность процесса усвоения новых знаний учащимися, то их присутствие на уроке желательно и оправдано. Необходимо также обратить внимание на распределение учебного материала на слайдах: он должен подаваться порциями, удобными для восприятия. Не рекомендуется на одном слайде помещать много информации, даже если она имеет отношение к сути, излагаемого на нем, вопроса. При использовании новых технологий, в качестве наглядного пособия, важно оптимально задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации выносится на демонстрационный слайд, а часть проговаривается учителем, что, несомненно, повышает продуктивность урока. Использование ИТ позволяет учителю увеличить объем излагаемого на уроке материала без ущерба для восприятия новых знаний учащимися. Я считаю, что в  преподавании географии компьютер может быть использован на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, во внеклассной работе. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты, превращения, подборка портретов, цитат.

 

2.1.1.Использование Microsoft Power Point при объяснении нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Изучение новой темы можно провести в форме урока с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока., на последующих.-.понятия, их определения, и т.д.(рис.3;4).(прил.2)

 рис.3  рис.4 

  И здесь опять помогает  компьютер, так как  может содержать хорошо организованную информацию , обилие иллюстраций, анимаций. Например, в 5 классе при проведении классного часа «Посвящение в пятиклассники» ввиде наглядности, доступной для всей аудитории, (кроме учащихся присутствовали родители, учителя, ребята из других классов) я использовал презентацию, которая сократила время объяснения заданий мне, как классному руководителю, и дала возможность присутствующим участвовать в происходящем действии. 

Таким же образом, при объяснении новой темы по плану, ученики делают необходимые записи, а после объяснения темы ученики закрепляют изученное на уроке. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.. На слайдах также предлагаются практические задания , которые учитель проверяет по ходу его выполнения.

Особенностью применения компьютерных презентаций при изучении нового материала является сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд- фильма ,что позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Современная дидактика обязывает учителя стараться вносить в каждый урок элемент новизны с целью расширения умственного кругозора. Одним из таких элементов я вижу использование исторических сведений из области географии, использование различных художественных репродукций, и др В результате такой связи у школьников пробудится повышенный интерес к предмету и тем самым повысится эффективность их занятий.   И в этом случае, я считаю, компьютер незаменимый помощник. 

 

В своей работе я использую следующие презентации

  • По теме « География начинается за порогом»-6 класс
  • По теме «Мировой океан и его части»-6 класс
  • По теме «Стихийные явления в гидросфере»-8 класс
  • По теме «Движение воды в океане»-6 класс
  • По теме «Урбанизация Зарубежной Европы»-10 класс

Некоторые темы школьного курса географии можно предложить ученику изучить самостоятельно

    2.1.2. «Задачи на знание карты»

Обычно сразу после объяснения нового материала, где это целесообразно, я предлагаю ученикам так называемые «задачи на показ по карте изученных объектов». Такие же задания есть на диске предназначенного для изучения материка Африка в 7 классе. Например, необходимо подвести курсор на название географического объекта, и перетащить его на то место карты на котором оно должно находиться. Программа очень хорошо выполнена, если объект выставляется неправильно, название улетает на то место, откуда оно взято.

 

На заключительном этапе урока- при подведении его итогов- удобно предложить детям вопросы для самопроверки. Ведь наиболее эффективным способом передачи информации является сочетание зрительного и слухового. Поэтому целесообразно, чтобы предлагаемые учителем вопросы дети не только слышали , но видели. 

2.2.1.Использование компьютера на уроках обобщения и систематизации знаний.

         Урок, который я хочу представить в качестве примера, интегрирует в себе предметы  географию и изобразительное искусство (рис.7,8), поэзию (рис.5),музыку (рис.6)

  •          На уроках обобщения и систематизации знаний очень полезно показать межпредметные связи, а так же соблюдать принцип обучения «связь с жизнью».

рис.5         рис.6 

рис 7      рис.8   

 

2.2.2. Уроки контроля и коррекции ЗУН.

В качестве контроля можно использовать такой вид, как тесты. Тестирование с помощью компьютера  предпочтительнее для ученика, нежели обыкновенная контрольная работа или тест, так как ученик напрямую связан с машиной, а не с учителем. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными  технологиями могут существенно повысить  эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением  задачи воспитания всесторонне развитой , творчески свободной личности.

 Широкие возможности имеют мультимедиа учебники по всем курсам географии (с 6 по 10 класс). Они предназначены для:

· изучения курса географии в классе;

· факультативного изучения с использованием сети Интернет;

· проверки знаний по курсу (практические работы и тесты);

· написания учащимися рефератов и докладов;

· использования в качестве справочника.

CD-диски «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия» кроме материалов основополагающих знаний по изучаемому курсу содержат интерактивные тренажеры для отработки умений и навыков, которые помогают при подготовке к ЕГЭ. Результаты тестирования заносятся в виртуальный дневник, где может отслеживается динамика успеваемости.

 

2.3.Использование компьютера во внеклассной деятельности.

  Ежегодно, уже по традиции , в нашей школе проходят предметные недели, в том числе и географическая. При подготовке к этим мероприятиям я использовал компьютер и Интернет. На школьное мероприятия, которое было посвящено Защитнику Отечества, на обозрение учащимся и коллегам, мною была выполнена моя первая презентация «Друга на 2 года, а меня на 3» (рис.9)

Я являюсь классным руководителем пятиклассников и на классном мероприятии «Посвящение в пятиклассники» использовал другую свою презентацию (рис.10)(прил.3)

 Ребята и присутствующие впоследствии высказали самые хорошие впечатления .

рис.9   рис.10

 

2.4.Результативность описываемого педагогического опыта.

В главе 1 я обозначил  проблемы поиска путей и средств для повышения интереса у учащихся  к учебному  занятию, для усиления мотивов учебной  деятельности , активизации учебного процесса в целом. Имея пока небольшой опыт работы в применении компьютерной технологии в сочетании с традиционным обучением , я уже могу сделать определенные положительные выводы.

              Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников. 

 

 

 

Анкета для учащихся

1.Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии?

2.Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?

3.Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам географии?

4.Имеете ли вы возможность работать с ПК:

а. ПК есть дома;

б. другие источники;

в. не имею возможности работать с ПК.

Из общего числа опрошенных большинство отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые представляют компьютерные технологии, по мнению учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. 

В настоящее время. ребята которые имеют компьютер дома,  используют его при подготовки  к урокам географии.

Таким образом, моя работа подтверждает классификационный характер компьютерной технологии по методу модернизации- эффективность организации и управления. Я считаю, что в ближайшем будущем эта технология закрепит свои позиции в современной методике преподавания различных учебных предметов

По проблеме применения компьютерной технологии на уроке я сделал несколько докладов на РМО, также проводил открытый урок по географии и открытое внеклассное мероприятие в которых применял компьютерные технологии.

Заключение.

Человечество не стоит на месте, а продвигается вперёд. Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. В современный мир пришли компьютерные технологии, и как следствие ,одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования– внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества.
Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная". Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности.
           Использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Компьютер становится помощником педагога, с помощью которого предоставляется возможность в выборе методов, приемов и средств обучения. Cочетание традиционных методов обучения и использование информационных технологий позволяет мотивировать  интерес к изучаемому предмету ,активизировать познавательную деятельность учащихся, а значит, повышает эффективность обучения на уроках географии Таким образом, в методике преподавания географии вопросы применения компьютера в обучении учащихся являются актуальными.

Процесс внедрения информационной технологии в обучение достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Применяя компьютер в школе необходимо следить за тем, чтобы ученик не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному ему кем-то (в данном случае программистом) алгоритму. Для решения этой проблемы необходимо наряду с информационными методами обучения применять и традиционные . Используя различные технологии обучения, я приучаю учащихся к разным способам восприятия материала - чтение страниц учебника, объяснение учителя, получение информации с экрана монитора и др. С другой стороны , обучающие и контролирующие программы должны предоставлять пользователю возможность построения своего алгоритма действий, а не навязывать готовый, созданный кем-то. Благодаря  построению собственного алгоритма действий пользователь начинает мыслить, применять имеющиеся у него знания к реальным условиям, а это очень важно для осмысления получаемых знаний .

Проводимые мною уроки с использованием ИКТ позволяют включить учеников в активную познавательную и практическую деятельность без перегрузки, значительно повышают у школьников интерес к родному краю, к предмету и к процессу учения. Ребята с удовольствием и успешно принимают участие в школьных,  районных олимпиадах по географии.

Эффективность апробации используемых мною инновационных технологий обучения можно оценить с помощью следующих показателей-индикаторов:

*       результаты учащихся в предметных олимпиадах,

*       стабильные показатели обученности по предмету;

*       выбор учащимися географии в качестве выпускного экзамена.

Внедрение компьютерных технологий индивидуализирует обучение, позволяет развивать активно-деятельностные формы работы. Компьютер помогает более быстро и качественно усваивать учебный материал, усиливает практическую направленность обучения, открывает широкие возможности самостоятельно приобретать необходимые знания.

Я твердо убежден, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука география удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.

        На сегодняшний день нет необходимости убеждать кого-либо о важности применения компьютерной технологии на уроках по любому предмету или применение ИКТ во внеклассной деятельности.

В кабинете географии, в котором я работаю, нет пока компьтера, приходиться использовать компьютерный класс. Хотелось бы, чтобы компьютер был в наличии и функционировал в кабинете географии.

Литература

 

1.Закон РФ «Об образовании», 4-е издание .-М., Просвещение ,2004.

2.Сборник нормативных документов, федеральный государственный стандарт. Федеральный учебный план. Математика.- М., Дрофа,2004.

3.Педагогический энциклопедический словарь .- М., Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2002.

4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96
"Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14)

5. Распоряжение от 29 декабря 2001 г. № 1756-р Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

6. Постановление от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно- квалификационных характеристик(требований) по должностям работников учреждений образования российской федерации»

7. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.- М. , Народное образование,1998.

8. Крутикова В.Н. Как избежать перегрузок при обучении ребенка: Начальная школа.- 2005.- №24 

9.Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно- ориентированном обучении.М.,Просвещение,1998.

10 http://ito/edu/ru/2001/ito/I/2/I-2-26.html  Использование информационных технологий в различных предметных областях школьной педагогики Алексеева Е.В. Московский центр Интернет- образования (МЦИО) , г.Москва

11.Баранов, А.С. О возможностях использования средств MS Offise в обучении географии // География в школе. – 2003 №7. – с. 64 – 65.

12.Дынько, И.П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в V классе // География в школе. - 2005 №3. – с. 38 -41.

13.Лысова, Н.В. Проектная деятельность в обучении географии// География в школе. – 2005 №2. – с. 38 – 43.

14.Новенко, Д.В. Новые информационные технологии в обучении// География в школе. – 2004 №5. – с.47 – 54.

15.Огородникова, Н.В. Проектная деятельность старшеклассников// География в школе. – 2006 №1. – с. 55 – 61.

16.Таможня, Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе. – 2004 № 4. –с. 46 – 50.

17.Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии // География в школе. – 2001 № 2с. 51 – 53.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1415 | Добавил: globus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz