Воскресенье, 19.05.2024, 09:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Котова Евгения Петровича

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Формирование патриотического отношения к малой Родине у школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
[ Скачать с сервера (5.91 Mb) ] 09.03.2015, 20:57

Е.П.Котов, учитель географии МБОУ Красноватрасской СОШ.

1 сл. “Родина” - мы произносим тихо, и в глазах задумчивых у нас 
Медленно качается гречиха и дымится луч в рассветный час. 
Речка вспоминается, наверное, чистая, прозрачная до дна, 
И сережки светятся на вербе, и в траве тропинка не видна. 

2сл. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. 
Поле, от пшеницы золотое, голубые от луны стога. 
Сладкий запах скошенного сена, разговор в деревне нараспев, 
Где звезда на ставенку присела, до земли чуть-чуть не долетев.
 М. Пляцковский/

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в нашей стране, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней. Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что он –  гражданин, он- патриот. 3сл. «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.  Сказал  Алексий II. в интервью газете «Труд»)

« .4сл.. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм..Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе…». (Так говорил В.В. Путин, выступая  на совещании представителей власти  и  общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи.)

5сл .В нашей школе определена следующая система задач патриотического воспитания обучающихся:  воспитания  любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать её) сочетается с его любовью к малой родине; глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям.

 6сл. В свое время Н. Н. Баранский сказал: «Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать».  В целях осуществления патриотического воспитания я, как учитель географии, музыки, ставлю перед собой задачи:  показывать могущество нашей Родины – Российской Федерации, раскрывать разнообразие, красоту и богатства ее природы; воспитывать бережное отношение к природным богатствам и к тому, что создано трудом человека;   широко использовать краеведческий материал; знакомить учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР; пользоваться материалами СМИ.

 7сл. Основные принципы патриотического воспитания, используемые мною на уроках: 1.Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающийся в эмоциональной подаче смыслового материала урока;  2.Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью для воспитания патриотизма имеет несколько аспектов: а)краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания; б)политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий;  научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники; в)природоохранительный, правовой, воспитывающий бережное отношение к природе; г)практический (профориентационный), готовящий учащихся для работы, для службы в армии;

3. Принцип межпредметных связей, заключающийся в привлечении географии, истории, биологии, химии, экономики, экологии и других предметов для патриотического воспитания.

 

Формы и методы, используемые мною для патриотического воспитания, вы видите на слайде. 

8сл.Результатом моей  с ребятами деятельности были: экскурсия на Красноватрасскую  швейную фабрику, с целью знакомства с предприятием, людьми работающими на ней и продукцией которую они изготовляют; 9сл.исследовательские работы: «Полевые исследования родников Спасского района», данная работа заняла 2 место на областном географо-краеведческом конкурсе «Край Нижегородский»; участие школьников в работе школьной научно-практической конференции с темой «Влияния человека на рельеф», где ребята решали проблему связанную, с возможностью землетрясений в нашей местности. С ней ребята 8 класса выступали перед младшими школьниками на уроке географии, при рассмотрении темы «Рельеф». 10сл.Также вместе со школьниками мы решали проблемы «Малых рек Нижегородской области», с докладом и презентацией выступали на методическом объединении в районе

Во внеурочной деятельности  обучение играм - в «Лапту», «Чиж», «Зарница»; знакомство  с народными промыслами нашей местности –посещение музея; знакомство с творчеством нижегородских  композиторов и художников используя ИКТ, 11сл.участие ребят в праздниках «Новый год», «Масленица», «День Победы» и др.; в посильных общественно-полезных работах.

Я остановлюсь на воспитании патриотизма в курсе физической географии 6 класса.  Часть материала о накапливании географических знаний и современных географических исследованиях изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся я на своих уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: Афанасия Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Каждую из тем по географии можно в той или иной степени использовать для патриотического воспитания учащихся.   

А курс «Географическое краеведение Нижегородской области  приближает моих учеников к природе, природным условиям и природным ресурсам региона, знакомит с хозяйственной деятельностью современного населения  нашего края. Мы живем на территории Русской  равнины. Она формировалась сотни миллионов лет. Менялся рельеф, климат, растительность, животный мир.  У населения,  поселившегося в нашей местности   сложился свой уклад жизни, своя хозяйственная деятельность. 12сл.  На слайде который перед вами вы видите портреты выдающихся людей нашего края, сделавших большой вклад по преподаваемым мною предметам. А сколько их ещё за кадром?

  Каждый педагог, по своему предмету, может привести   в пример тех людей , которые внесли и вносят большой вклад в развитии нашего края и страны в целом. Именно приводя их в пример, мы и воспитываем патриотизм в наших детях.

 Своих учеников я стараюсь приучать к творческому поиску. Во время выполнения творческой работы проявляются индивидуальные особенности детей, появляется интерес к исследованиям, открытиям.  Работы получаются разными, но их объединяет одно – в каждую работу вложена душа ребенка.  13сл.

  Совместно с другими учителями нашей школы участвуем в работе летнего оздоровительного лагеря, направление нашего отряда - туристско-краеведческое.   Во время  работы летнего лагеря ребята побывали  на берегу р.Волги,  на Марах,  в соседних селах - Турбанка, Спасское, Тубанаевка, Ивановское, Быковка.   Дети общаются с природой, познают новое, в результате развивается наблюдательность, формируется чувство ответственности, бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу и  людям, с которыми мы встречаемся. 14сл. В нашей школе уже сложилась традиция проводить игру «Зарница».  И на разных этапах её подготовки или проведения участники зарницы применяют свои, ранее полученные, знания на практике.  А посмотрев строй и песню хочется сказать – что это идет наша смена, это идет наше будущее и наша защита.  А какое удовлетворение испытываешь от своей работы, когда твои выпускники участвуют в поднятии культуры родного края, поднимают престиж жителя села – приехав после учебы в свой родной район или село. И тогда можно с гордостью сказать: « вот - это мой воспитанник, вот - это наш патриот.»

15сл.  Спасибо за внимание.

Категория: Мои файлы | Добавил: globus
Просмотров: 1215 | Загрузок: 32 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz