Воскресенье, 19.05.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Котова Евгения Петровича

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Обеспечение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
[ Скачать с сервера (2.83 Mb) ] 09.03.2015, 20:52

ТЕМА: Обеспечение образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

 

Введение. Особые дети.  

   В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Для этих детей существует особая система специального образования.

 Существуют разные категории особых детей с ограниченными возможностями здоровья:

       неслышащие и слабослышащие;

       незрячие и слабовидящие;

       с тяжелыми нарушениями речи;

       с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

       умственно отсталые;

       с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

       имеющие трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития.

Актуальность и обоснованность темы.

В настоящее время, как уже было отмечено выше, каждый десятый в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая четвертая семья сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности.  В США с населением более 250 млн. насчитывается около 20 млн. инвалидов.

Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д.

И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Так, например, детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т.д.
Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

России в настоящее время только на учете в органах социальной защиты состоит 6,2 миллиона инвалидов. Ежегодно впервые признается инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте .
 


Число людей с ограниченными возможностями неуклонно увеличивается в нашей стране. Так, численность инвалидов, зарегистрированных в органах социальной защиты, за последние 5 лет увеличилась на 56,8%.   С учетом перехода России к международным критериям и расширением медицинских показаний для установления инвалидности, по мнению экспертов, в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последние десятилетия, остро обозначил проблему: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6), которая заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…», специалисты ОУ общеразвивающего вида стали пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом  детей с различными  нарушениями.

  Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. В том числе она указывает на то, что «…медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации».

 

Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования системы образования.  Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

Проблема.

Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей разного возраста с   отклонениями в развитии. 

В подтверждение актуальности данной проблемы можно привести данные уровня готовности детей к школьному обучению: наблюдается большое количество детей с незрелостью психических процессов, с отсутствием мотивационной готовности, что в свою очередь является следствием недостаточного сопровождения ребенка с раннего возраста. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного образования.

Депутаты Государственной Думы РФ приняли федеральный закон, направленный на защиту детей "с ограниченными возможностями здоровья", Закон вводит такую формулировку вместо термина "с отклонениями в развитии" в ряд действующих федеральных законов, в частности "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", "О физической культуре и спорте в РФ" .
Как утверждают авторы законопроекта, термин "с отклонениями в развитии" традиционно в России ассоциируется с таким нарушением состояния здоровья, как "умственная отсталость", и не учитывает возрастных особенностей. Поэтому у детей уже в раннем возрасте формируется комплекс неполноценности, что в дальнейшем связано со значительными проблемами для его семейной, социальной, образовательной или профессиональной интеграции и адаптации.

 

Права детей с ОВЗ.

   Если лицо с ограниченными возможностями здоровья признано инвалидом, специальное образование входит в индивидуальную программу реабилитации инвалида в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на:

   1. бесплатное обследование психолого-медико-педагогической комиссией или медико-социальной экспертной комиссией;

   2. медико-психолого-педагогическую коррекцию физического и (или) психического недостатков с момента их обнаружения независимо от степени их выраженности в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

   3. бесплатное дошкольное образование, начальное общее и основное общее образование с возраста шести-восьми лет в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной учебной программой. Сроки освоения основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и не могут быть менее чем девять лет;

   4. получение бесплатного образования в специальном образовательном учреждении, образовательном учреждении интегрированного обучения, специальном образовательном подразделении или в образовательном учреждении общего назначения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показаниями (противопоказаниями);

   5. бесплатное образование в образовательном учреждении независимо от его организационно-правовой формы в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) независимо от формы получения образования, гарантируемое государственным именным образовательным обязательством;

   6. обеспечение в соответствии с социальными или медицинскими показаниями транспортными средствами для доставки в ближайшее соответствующее образовательное учреждение. 

 

Направления образовательной деятельности.

          Все  дети с ОВЗ воспитываются и обучаются в специальных (коррекционных), интегрированных и массовых общеобразовательных детских садах, школах и школах-интернатах.

   Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) этих лиц в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни.(приложение №1)

 При обучении детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными.   Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам,  проводить беседу с детьми. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды, педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников.

Наша работа с учащимся с ОВЗ.

 В нашей школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося.(приложение №2)

     Я являюсь классным руководителем 9 класса МБОУ Красноватрасская СОШ. В моем классе есть воспитанник – инвалид. По каким направлениям я работаю:

  1. Работа с родителями (посещение на дому, приглашения на родительские собрания, приглашения на различные классные, школьные мероприятия в которых участвует класс, беседы по телефону), т.е примерно все тоже что и с каждым родителем учащихся.
  2. Работа с учащимися – одноклассниками ученика с ОВЗ (привлекаю самого воспитанника участвовать во всех коллективных делах класса, по мере его возможностей. В нашей школе за каждым классом закреплено проведение школьных мероприятий, каждый год они разные. А самое главное, что это мальчик с ОВЗ учится с ребятами-одноклассниками с начальной школы, и выявлена у него эта болезнь на ранних стадиях). 
  3. Работа с учителями предметниками. Конечно же данная работа больше сводится к беседе о посещении занятий (их учащийся старается посещать, если не болеет); бывает требуется помощь коллег в написании характеристик на ученика с ОВЗ для предоставления в медучреждения, в военкомат. 
  4.  

В заключении своего выступления хочется сказать об учащемся с ОВЗ, что он развивается, обучается воспитывается пусть по мере его возможностей.

 Хорошо то, что:  1.Обучается в коллективе с самого начала обучения, коллектив его не отверг;

                          2. Заметны сдвиги в обучении;

                          3. На замечания, если они возникают, реагирует адекватно, старается исправиться.

                          4. Учимся уже в 9 классе.

 

При подготовке доклада мною были источники:

 

  1. http://www.tc-sfera.ru/posts/obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-dou.
  2. http://chance.websib.ru/spec.php.
  3. http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2887.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). 

Письмо МО РФ от 26.04.01 № 29/1524-6

Минобразование России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели 29-31 января 2001 года в г. Москве Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями).
         Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах; интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции.
         Рассмотрены проблемы привлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, к процессам их  реабилитации и интеграции, показаны пути их решения. Особое внимание уделено вопросам специальной подготовки кадров для осуществления интегрированного обучения.
           На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями).
                                                                                                                                    Е.Е.Чепурных

^ Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). 

  Собравшиеся 29-31 января 2001 г. в Москве, приняли следующую Концепцию включения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных категорий в образовательное пространство образовательных учреждений общего типа дошкольных учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений.

1.  Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми. 

2.  Реализация идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи,  реабилитации и др.) 

3.  Медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической  реабилитации.

4.  Работа с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка того или иного физического или интеллектуального нарушения. 

5.   Роль родителей в процессе  реабилитации качественно изменяется: они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получать более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции. Родителям следует предоставлять право присутствовать на всех групповых занятиях. 

6.   Все  дети-инвалиды  и  дети  с  ограниченными возможностями здоровья школьного возраста имеют право на обучение в общеобразовательных школах по месту жительства. При этом, как правило, в более благоприятных условиях оказываются те дети, которые переходят в школу вместе со своими сверстниками.

7.  Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в своем персональном темпе. В зависимости от степени выраженности умственной или физической недостаточности дети с особыми потребностями получают образование в полном или неполном объеме программы общеобразовательной школы. 

8.  Все дети с ограниченными возможностями здоровья должны получать дополнительную помощь на индивидуальных занятиях со специалистами в соответствии с их проблемами. Часть детей  с  особыми потребностями  пользуется  поддержкой специалиста на уроках. 

9.   Помимо интефированного образования одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычном классе, используется форма группового обучения детей-инвалидов одной категории в спецклассе массовой общеобразовательной школы. В этом случае спецкласс обеспечивается необходимым оборудованием для полноценного осуществления общеобразовательного процесса. Следует предусмотреть систематическое участие детей из специальных классов в проведении общешкольных праздников, совместных уроков (рисования, труда, ритмики, физкультуры, домоводства и др.), экскурсий, походов и т.д. 

10.   Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами массовых школ и детских садов основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками, что обеспечит   возможность их полноценного образования. 


 

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразования России) от 09.04.99 № 27/511-6

В соответствии с решением коллегии от 09.02.99 № 3/1 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования» Министерство рекомендует органам управления образованием субъектов Россииской Федерации разработать и настойчиво осуществлять воспитательные программы для детей, способствующие глубокому пониманию ими положения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обществе и их принятию. ИСХОДЯ из понимания, что эти дети имеют равные права, необходимо сделать все возможное для их равноправного участия во всех сферах жизни общества, предусмотреть широкое участие детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со всеми детьми в предметных олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного образования; определить меры по сохранению и развитию сети малокомплектных специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений, приближенных к местожительству обучающихся, воспитанников, школ индивидуального обучения.  . Целесообразно принять меры по развитию сети образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования с условиями адаптивной среды для продолжения образования выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, а также пересмотреть имеющиеся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (для умственно отсталых детей) профили трудового обучения с учетом новых социально-экономических условий развития общества и местных потребностей в кадрах; организовать на базе существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида реализацию программ профессиональной подготовки.

Заместитель Министра                                      Е.Е. Чепурных

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Специальные методики для обучения детей с ОВЗ

В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:

•     - Поэтапное разъяснение заданий.

•     - Последовательное выполнение заданий.

•     - Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

•     - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

•     - Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

•     - Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

•     - Чередование занятий и физкультурных пауз.

•     - Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

•     - Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

•     - Работа на компьютерном тренажере.

•     - Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

•     - Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

•     - Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

•     - Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

•     - Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

•     - Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

•     - Оценка переделанных работ.

•     - Использование системы оценок достижений учащихся.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: globus
Просмотров: 1041 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz