Задания школьного тура олимпиады по географии
9 класс фамилия, имя_________________________________
Отвечая на вопросы, выполняя задания.- не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют не только знаний программного материала, но и общей географической эрудиции.
Успеха Вам в работе!
1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье.
9°с.ш и 64°з.д ________________________________________________
43° с.ш. и 59° в.д. ______________________________________________
5° с.ш. и 6°в.д. _________________________________________________ ( за каждый верный ответ 2 балла)
2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока: Ангара, Волга, Урал, Амазонка, Амур, Хуанхэ, Тигр, Меконг, Сырдарья, Миссисипи, Юкон, Нил, Оранжевая.
Бассейн Атлантического океана ___________________________________________________
Бассейн Тихого океана ______________________________________________________________
Бассейн Индийского океана _________________________________________________________
Бассейн северного Ледовитого океана _________________________________________________
Бассейн внутреннего стока ____________________________________________________(максимум 13 баллов)
3. Выберите верные утверждения.
- Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.
- Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большим уклоном местности.
- Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.
- Западная Сибирь- главный район выращивания подсолнечника в России.
- Кукуруза- важнейшая зерновая культура России.
- Крупнейшие ГЭС России располагаются в Восточной Сибири.
- Рис выращивают в России в пойме реки Кубань.
- Старейший угольный бассейн в России- Подмосковный.
- Для населения России характерно снижение численности.
- Естественный прирост это разница между числом приехавших и уехавших людей.
(за каждый верный ответ 2 балла)
4. Найдите и исправьте ошибки в следующем описании:
«В степной зоне России в сельскохозяйственном производстве преобладает растениеводство. Выращиваются преимущественно зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование ведёт к водной и ветровой эрозии почв.» (за каждый верный ответ 1 балл)
5. Определите соответствие:
Субъект РФ
|
Центр
|
- Респ. Бурятия
|
- Салехард
|
- Ненецкий авт.округ
|
- Нальчик
|
- Респ. Хакасия
|
- Петропавловск- Камчатский
|
- Респ. Тыва
|
- Улан-Уде
|
- Респ. Дагестан
|
- Абакан
|
- Респ. Чувашия
|
- Уфа
|
- Кабардино-Балкарская респ.
|
- Чебоксары
|
- Ямало-Ненецкий авт. округ
|
- Нарьян-Мар
|
- Камчатский край
|
- Махачкала
|
- Респ. Башкортостан
|
- Кызыл
|
- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ;7- ;8- ; 9- ; 10- .
(за каждый верный ответ 2 балла)
6. Один английский футбольный клуб выразил желание провести семь товарищеских матчей с российскими профессиональными командами. В ответ на заявку о проведении матчей в семи разных городах России пришёл список клубов, с которыми можно провести игры. Помогите англичанам спланировать поездки по России, разобравшись, какая команда представляет какой город.
Определите соответствие:
Команда
|
Город
|
- Шинник
|
- Магнитогорск
|
- Арсенал
|
- Нижневартовск
|
- Нефтехимик
|
- Ярославль
|
- Уралмаш
|
- Екатеринбург
|
- Океан
|
- Тула
|
- Металлург- Метизник
|
- Находка
|
- Самотлор ХХI
|
- Нижнекамск
|
1- ; 2- ; 3- ; 4- ; 5- ; 6- ;7- .
(за каждый верный ответ 2 балла)
7. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________( 15 баллов)
8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?
1. Мореплаватель, который задумал, но не смог до конца совершить первое кругосветное путешествие. Это путешествие доказало наличие единого Мирового океана и шарообразности Земли. ___________________
2. Российский мореплаватель, адмирал, почетный член Петербургской АН, член-учредитель Русского географического общества, начальник первой русской кругосветной экспедиции на кораблях «Надежда» и «Нева», автор «Атласа Южного моря» _______________________________________________
3. Итальянский путешественник, исследователь Китая, Индии. Первым наиболее подробно описал Азию ______________________________
4. Российский мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды. Командовал шлюпом «Восток» ______________________________
5. Английский мореплаватель. Возглавлял три кругосветных экспедиции, открыл множество островов в Тихом океане, выяснил островное положение Новой Зеландии, открыл Большой Барьерный Риф, восточное побережье Австралии, Гавайские острова ___________________________
(за каждый верный ответ 2 балла)
9.Наш класс во время осенних каникул ездил на экскурсию по памятникам истории и архитектуры. Мы видели:
Архитектурный ансамбль Троице- Сергиевой Лавры __________________________________
Ипатьевский монастырь _________________________________
Золотые Ворота ________________________________________
Эрмитаж _____________________________________________
Дом Пашкова _________________________________________
Памятник Салавату Юлаеву ____________________________________
Впишите в пропущенные строки названия городов, посещённых школьниками.
(каждый правильный ответ – 3 балла)
10. Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. ( за каждый верный ответ 1 балл)
- Самый пустынный материк (без учёта снежных пустынь Антарктиды).___________________________
- Материк с самым большим населением.____________________________________
- Самый низкий материк.____________________________________________
- Материк, не имеющий коренного населения.___________________________________
- Материк, который омывается водами 4-х океанов.______________________
- Материк- колыбель человечества._____________________________________
- Материк, который открыли последним (назовите имена 2-х мореплавателей, которые первыми попали к берегам этого материка).________________________________________________________________
- Материк, где находится самый высокий водопад в мире (назовите этот водопад)._____________________________________________________________________________
- Материк, где находятся страны мира, занимающие второе место в мире по площади._____________
- Материк с самой полноводной рекой мира (назовите эту реку).________________________________
- Материк с самой большой по площади пустыней в мире (назовите пустыню).___________________________________________________________________
- Материк, где расположен самый большой в мире каньон (назовите каньон).___________________________________________________________
Ответы на задания олимпиады (школьный тур).
9 класс
1. С помощью координат устий определите реки. Вспомните, когда на них наблюдаются половодье. ( за каждый верный ответ 2 балла)
9°с.ш и 64°з.д Ориноко ,43° с.ш. и 59° в.д. Амударья,5° с.ш. и 6°в.д. НИГЕР
2. Распределите перечисленные реки по бассейнам стока
Бассейн Атлантического океана : Амазонка Нил Миссисипи
Бассейн Тихого океана : Амур,Хуанхэ,Меконг,Юкон
Бассейн Индийского океана Тигр Оранжевая
Бассейн северного Ледовитого океана: Ангара
Бассейн внутреннего стока : Волга,Урал,Сырдарья
3. Выберите верные утверждения. 2,3,6,7,9
(за каждый верный ответ 2 балла)
4. Найдите и исправьте ошибки в следующем описании:
«В степной зоне России в сельскохозяйственном производстве преобладает растениеводство. Выращиваются преимущественно зерновые культуры: пшеница, кукуруза на силос, рожь, ячмень, подсолнечник, а также лен и сахарная свёкла. В европейской части преобладает выращивание яровой пшеницы, в азиатской- озимой. Основная форма ведения земледелия- фермерское хозяйство. Интенсивное ведение использование ведёт к водной и ветровой эрозии почв.» (за каждый верный ответ 1 балл)
5. Определите соответствие:
- D ; 2- H ; 3-E ; 4-J ; 5- I ; 6- G ;7- B;8- A ; 9-C ; 10- F .
(за каждый верный ответ 2 балла)
6. 1- c; 2-e; 3- g; 4- d; 5- f; 6-a;7- b .
(за каждый верный ответ 2 балла)
7. во-первых, потому, что нагретый у земли воздух при удалении от нее быстро охлаждается, а во-вторых, потому, что в верхних слоях атмосферы воздух более разрежен, чем у земли. Чем ниже плотность воздуха, тем меньше передается тепла. Образно это можно объяснить так: чем выше плотность воздуха, тем больше молекул в единице объема, тем быстрее они двигаются и чаще сталкиваются, а такие столкновения, как и любое трение, вызывают выделение тепла. В-третьих, солнечные лучи на поверхность горных склонов всегда падают не отвесно, как на земную поверхность, а под углом. А кроме того, горам мешают прогреваться плотные снеговые шапки, которыми они покрыты, - белый снег попросту отражает солнечные лучи. ( 15 баллов)
8. Определите, о ком из путешественников (географов) идёт речь?
- Магеллан
- Крузенштерн
- Марко Поло
- Беллинсгаузен
- Кук
(за каждый верный ответ 2 балла)
9.
Троице- Сергиевой Лавры – Сергиев Посад
Ипатьевский монастырь- Кострома
Золотые Ворота -Владимир
Эрмитаж –С-Петербург
Дом Пашкова -Москва
Памятник Салавату Юлаеву -Уфа
(каждый правильный ответ – 3 балла)
10. Ниже приведены некоторые факты про материки нашей планеты, по два для каждого материка. Напишите, к какому материку какие факты относятся. ( за каждый верный ответ 1 балл)
- Австралия
- Евразия
- Австралия
- Антарктида
- Евразия
- Африка
- Антарктида-Беллинсгаузен и Лазарев
- Южная Америка- Анхель
- Северная Америка
- Южная Америка- Амазонка
- Африка- Сахара
- Северная Америка- Колорадо
|