Воскресенье, 19.01.2025, 22:40
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии Котова Евгения Петровича

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

воспитательная система 10 класса

         Проект воспитательной системы «Гражданин нового века».

1. Методологические основы воспитательной системы. 

     Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы «Гражданин нового века»  составляют идеи философской и педагогической антропологии К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Н.Г.Чернышевскоэго, В.А.Сухомлинского, публикации  о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного  подхода в педагогической практике И.С.Якиманской, В.А.Караковского, Е.А.Ямбурга, публикации из опыта становления и деятельности воспитательных систем образовательных учреждений И.П.Иванова, Е.В.Бондаревской, Центра методики воспитания и социализации АКИПКРО.

 

2. Целевая направленность системы. 

  • Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
  • Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личность

 

 

библиотека

 

   Дом культурыры

 

уроки

 

Школьные традиции

 

            КТД

 

Самоуправление

 

Спортивные кружки

 

Предметные олимпиады,    конференции

 

Групповые занятия

 

Практические  занятия

 

Внешкольная деятельность

 

Внеурочная деятельность

 

Учебная деятельность

 

Личность ученика

                       3. Реализация воспитательного взаимодействия.

 

4.Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 30.06.2007 №120 – ФЗ);
  • Федеральный закон «Об ограничении курения табака» (в ред. ФЗ от 08.11.2007 №258 – ФЗ);
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы”;
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13.01.2001г, 7.07.2003г, 29.06, 22.08, 29.12.2004г, 22.04.2005г, 5.01.2006г, 22.07, 1.12.2007г.)
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Закон АК №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах»

5.  Содержание деятельности воспитательной системы   на данном  возрастном этапе (10-11 классы):

Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.

Задачи:

1.  Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2.    Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:

   дальнейшей профессиональной учебы;

   выполнения гражданских обязанностей;

   успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рыночной экономики.

3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.

4. Дальнейшее физическое развитие личности.

5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

6. Принципы воспитательной системы.

Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:

Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.

 Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

 Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».   

    

 Принцип доверия и поддержки.  Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип системности.  Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.

7. Функции воспитательной системы:

                     Воспитательная система класса  предполагает  следующие функции:

  • развивающую, направленную на изменение  мотивации  учебной деятельности, развитие творческой личности, способной  к самовыражению, самореализации;
  • интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и  внешкольных связей;
  • защитную, способствующую  изменению  типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
  • корректирующую, направленную на  коррекцию поведения и общения  ребенка с целью предупреждения негативного  влияния на формирование личности;
  • компенсирующую,  предполагающую создание  в школе  условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие  коммуникабельности, обеспечивающей успешность  совместной деятельности детей и  взрослых;
  • управленческую,  ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие  всех участников  воспитательной системы.

7.Участники программы.

  • 1   Учащиеся.
  • 2   Классный руководитель.
  • 3   Родители учащихся.
  • 4   Учителя - предметники.
  • 5   Работники учреждений культуры.  

8.Организуемая деятельность.

  • 1   Диагностическая.
  • 2   Познавательная.
  • 3   Общественно – полезная.
  • 4   Спортивно – оздоровительная.
  • 5   Трудовая.
  • 6   Культурно – массовая.

9.Формы воспитательной работы.

  • - Интеллектуально – познавательные игры, викторины.
  • - Праздники.
  • - Спортивные соревнования.
  • - КТД
  • - Конкурсы.
  • - Кружки.  
  • - Трудовые десанты.

10.Организация соуправления.

  • - Смена поручений в течение года.
  • - Формирование актива класса.

11.Механизм  реализации  программы.

  • Программа реализуется через 3 модуля деятельности. Каждый модуль решает конкретные задачи. 1 модуль  реализуются в течение 1 и 2 учебных четвертей соответственно. 2 Модуль на 2 полугодие 2014-2015 уч. года и 1, 2 .3 четверти 2015-2016 уч. года .3 Модуль   реализуется  в  течение 4 четверти 2015-2016  учебного года.

             12.Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и советом школы;
  • совместная деятельность с родителями,  администрацией сельского совета, СДК, сельской библиотекой, органами здравоохранения.

           13.Пути реализации программы:

1. Анкетирование и тестирование среди учащихся

2.Проведение бесед с учащимися. Проведение классных часов (на темы: ПДД, противопожарной безопасности, гражданско-патриотического воспитания, профилактике правонарушений, наркомании, алкоголя, табакокурения, толератности, профилактики экстремизма).

3.Конкурсы рисунков, плакатов

4. Привлечение уч-ся в кружки.

5.Организация дежурства по школе.

6.Организация спортивных мероприятий.

7.Участие в районных соревнованиях.

8. Организация мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.

9. Проведение встреч с людьми различных профессий, с пенсионерами.

11. Индивидуальные беседы с учащимися.

12. Проведение тематических родительских собраний.

 

Основные направления работы.

           Формирование гражданского отношения к себе   (Я и Я ).

Содержание:

 

Формы реализации:

 

Предполагаемый результат деятельности:

 Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы, Моё жизненное предназначение.

 Я – носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей.

Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной деятельности

Акции милосердия.

 Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте, тренинги общения, аутотренинги, тесты.

 

Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.

  Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

 

 

 

 

 

      Формирование гражданского отношения к своей семье (Я и семья).

Содержание:

 

Формы реализации:

 

Предполагаемый результат деятельности:

Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки.

Родительские недели (изучение семьи и её родословной).

Вечера откровенного разговора.

Совместные спортивные мероприятия ( учитель, дети, родители).

Совместные вечера художественного плана

(дети, родители, учителя).

 Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви,семьи.

 

Сформировать понятия сущности социальных ролей:

·настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью,  мастерством в деле, благородством;

· настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;

·  настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;

·   настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться

 

                  Формирование гражданского отношения к искусству  (Я и культура).

Содержание:

 

Формы реализации:

 

Предполагаемый результат деятельности:

Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии.

 

Беседы на тему искусства

Гостиные (поэтические, музыкальные, театральные)

Встречи с интересными людьми

 

*        

Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности

 

          Формирование гражданского отношения к школе ( Я и школа).

Содержание:

 

Формы реализации:

 

Предполагаемый результат деятельности:

 

Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.

 

 

Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы.

Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы», «Что? Где? Когда?», «А вы слышали, что…».

Поэтические игры «Словарь

вежливых слов», «Волшебная школа и сказочный урок», «Я помню чудное мгновенье».

Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей.

Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем».

Анкетирование «Ваши профессиональные намерения».

Выставки, ярмарки.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение

распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся.

Формирование гражданского отношения к Отечеству  (Я и моё Отечество).

Содержание:

 

Формы реализации:

 

Предполагаемый результат деятельности:

Осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.

 

Акции: «Моё Отечество», «Отчий край». «Земля – мой дом», «Забота».

Вечера: «Знай своё Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя, храни!»,

Спортивные праздники: «Салют, Победа!, «Когда поют солдаты».

Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.

Экскурсии в города-герои.

Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии.

Уроки мужества.

Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты своё Отечество?».

 Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.

 

Формирование гражданского отношения к планете (Я и планета).

Содержание:

 

Формы реализации:

 

Предполагаемый результат деятельности:

Взаимосвязь между человеком, обществом, природой.  Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету.  Роль личности в развитии общества.  Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция

  Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.

 

 

 Учащиеся осознают, что  настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить.

7. Этапы реализации воспитательной системы:

 

1-й этап -  подготовительный (1 четверть 2014/2015 учебного года)

Аналитико-диагностичекая  деятельность.

Поиск и коррекция  инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.

Изучение  современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.

Определение стратегии и тактики деятельности.

 

2-й этап – практический (2014 – 2016 гг.)

Апробация и использование  в учебно-воспитательном  процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и  методов  воспитания  школьников, социальной и  психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его  индивидуальных особенностей.

Моделирование системы ученического самоуправления.

 

3-й этап – обобщающий (4 четверть  2015/2016 учебного года)

Обработка  данных за 2 года.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

*       Определение  перспектив и путей дальнейшего развития школы.

9.Модель выпускника школы:

Исходя из поставленных целей,  у учащихся к 10 классу сформированы

(I ступень):

        основы культуры общения в коллективе,

        трудолюбие,

        понимание ценности личного здоровья,

        осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,

        уважение к Книге, Знаниям, Школе,

        уважительное отношение к ценностям семьи,

        первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.

 

         10 класс или II ступень.

      На второй ступени должны быть сформированы:

        культура самовоспитания и общения в коллективе,

        экологическая культура,

        самоопределение к здоровому образу жизни,

        потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,

        профессиональная направленность,

        умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,

        чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.

 

           11 класс - III ступень   

 У выпускников школы должны быть сформированы:

        нравственные нормы поведения,

        теоретическое сознание

        готовность к труду и профессиональной деятельности,

        активная гражданская позиция,

        позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,

        положительная мотивация к здоровому образу жизни,

        способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.

11.Ожидаемый результат.

  • 1   Повышение индекса уровня групповой сплочённости.
  • 2   Повышение уровня положительной школьной мотивации.
  • 3   100% внеурочная занятость учащихся.
  • 4   Сформированный актив класса.

10. КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Критерии эффективности воспитательной системы

Показатели

Методики изучения

 

  I. Сформированность  индивидуальности  учащегося школы

 

  1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

-Школьный тест умственного развития Айзенка

- Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

- Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся  

-Педагогическое наблюдение

 2.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

- Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

-Методики "Акт добровольцев",

-"  «Ситуация свободного выбора"

- Метод ранжирования

   3.Сформированность коммуникативного потенциала личности школьника

- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

 - Педагогическое наблюдение

 4. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы

- Краткий  тест творческого мышление П.Торренса (фигурная форма) 

 5.Сформированность физического потенциала выпускника

-Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

-Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью  в школе и результатами  воспитательного процесса

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным  сторонам жизнедеятельности в школе

 

- Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

- Социометрия

- Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

2.Удовлетворенность  педагогов  содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе

 Методика Е.Н.Степанова «Изучение  удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе

Методика Е.Н.Степанова «Изучение  удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

 

 

 

 

 

Тематические классные часы, классные собрания, подготовка к общешкольным мероприятиям, работа с активом класса.

 

Тематика классных часов на 2014-2015 учебный год.

 

 

Тема

1

День знаний.  

2

Беседа «Коллектив и личность»

3

КТД – как сделать, что бы жизнь стала интересней

4

Любовь и дружба

5

«Вредные привычки. Как с ними бороться?»

6

День Самоуправления

7

Спорт в жизни человека

8

«Мир профессий»

  9

Семья в жизни подростка

10.

Музыкальные предпочтения нашего класса

11.

Значение инициативы для жизни школы

12

«Мир моих увлечений»

13.

Личная гигиена режим

14.

«Мои любимые книги»

15.

Мировой терроризм

16.

Наши знаменитые земляки

17.

Христианские традиции русского народа

18.

Коллективное творчество

19.

«Физиологическое и психическое развитие подростка»

20.

Влюблённость и любовь

21.

Мальчик, юноша, мужчина. С праздником!

22.

Российские имена на карте мира

23.

Наше здоровье в наших руках

24.

«С праздником, девчонки!»

25.

Счастье – состояние души…

26.

Спорт в жизни человека

27.

День космонавтики

28.

«Красота внешняя и красота внутренняя»

29.

Профессиональное самоопределение

30.

К 70 летию Победы. (откр.мероприятие)

31.

«Мир моих увлечений»

32.

Родители - дети

33.

Последний звонок.  

34.

Окончание 10 класса

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: globus (11.03.2015)
Просмотров: 1422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz