Проект воспитательной системы «Гражданин нового века».
1. Методологические основы воспитательной системы.
Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы «Гражданин нового века» составляют идеи философской и педагогической антропологии К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Н.Г.Чернышевскоэго, В.А.Сухомлинского, публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного подхода в педагогической практике И.С.Якиманской, В.А.Караковского, Е.А.Ямбурга, публикации из опыта становления и деятельности воспитательных систем образовательных учреждений И.П.Иванова, Е.В.Бондаревской, Центра методики воспитания и социализации АКИПКРО.
2. Целевая направленность системы.
- Формирование личности выпускника, обладающей единством духовно-нравственного и правового долга, способной к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении.
- Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Земля, Творчество.
Предметные олимпиады, конференции
|
3. Реализация воспитательного взаимодействия.
4.Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 30.06.2007 №120 – ФЗ);
- Федеральный закон «Об ограничении курения табака» (в ред. ФЗ от 08.11.2007 №258 – ФЗ);
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы”;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. № 90/30 -16).
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13.01.2001г, 7.07.2003г, 29.06, 22.08, 29.12.2004г, 22.04.2005г, 5.01.2006г, 22.07, 1.12.2007г.)
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №148 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
- Закон АК №99 «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах»
5. Содержание деятельности воспитательной системы на данном возрастном этапе (10-11 классы):
Цель: Воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс основной школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для:
дальнейшей профессиональной учебы;
выполнения гражданских обязанностей;
успешной жизни и деятельности в условиях перехода к рыночной экономики.
3. Оказание помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самореализации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
6. Принципы воспитательной системы.
Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:
Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.
Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принцип доверия и поддержки. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип системности. Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.
7. Функции воспитательной системы:
Воспитательная система класса предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
7.Участники программы.
- 1 Учащиеся.
- 2 Классный руководитель.
- 3 Родители учащихся.
- 4 Учителя - предметники.
- 5 Работники учреждений культуры.
8.Организуемая деятельность.
- 1 Диагностическая.
- 2 Познавательная.
- 3 Общественно – полезная.
- 4 Спортивно – оздоровительная.
- 5 Трудовая.
- 6 Культурно – массовая.
9.Формы воспитательной работы.
- - Интеллектуально – познавательные игры, викторины.
- - Праздники.
- - Спортивные соревнования.
- - КТД
- - Конкурсы.
- - Кружки.
- - Трудовые десанты.
10.Организация соуправления.
- - Смена поручений в течение года.
- - Формирование актива класса.
11.Механизм реализации программы.
- Программа реализуется через 3 модуля деятельности. Каждый модуль решает конкретные задачи. 1 модуль реализуются в течение 1 и 2 учебных четвертей соответственно. 2 Модуль на 2 полугодие 2014-2015 уч. года и 1, 2 .3 четверти 2015-2016 уч. года .3 Модуль реализуется в течение 4 четверти 2015-2016 учебного года.
12.Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и советом школы;
- совместная деятельность с родителями, администрацией сельского совета, СДК, сельской библиотекой, органами здравоохранения.
13.Пути реализации программы:
1. Анкетирование и тестирование среди учащихся
2.Проведение бесед с учащимися. Проведение классных часов (на темы: ПДД, противопожарной безопасности, гражданско-патриотического воспитания, профилактике правонарушений, наркомании, алкоголя, табакокурения, толератности, профилактики экстремизма).
3.Конкурсы рисунков, плакатов
4. Привлечение уч-ся в кружки.
5.Организация дежурства по школе.
6.Организация спортивных мероприятий.
7.Участие в районных соревнованиях.
8. Организация мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.
9. Проведение встреч с людьми различных профессий, с пенсионерами.
11. Индивидуальные беседы с учащимися.
12. Проведение тематических родительских собраний.
Основные направления работы.
Формирование гражданского отношения к себе (Я и Я ).
Содержание:
|
Формы реализации:
|
Предполагаемый результат деятельности:
|
Я – часть природы, моя жизнь – величайший дар природы, Моё жизненное предназначение.
Я – носитель мужского или женского начала. Мужественность и женственность. Смысл красоты детства, юности, зрелости, старости. Самопознание – это открытие себя, своего характера, темперамента, способностей.
Самообразование – это приобретение новых знаний, совершенствование своего ума, выработка умений и навыков самостоятельной деятельности
|
Акции милосердия.
Конференции, диспуты, беседы по вопросам гуманизма и нравственности; классные часы и уроки о милосердии, доброте, тренинги общения, аутотренинги, тесты.
|
Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.
Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
|
Формирование гражданского отношения к своей семье (Я и семья).
Содержание:
|
Формы реализации:
|
Предполагаемый результат деятельности:
|
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника. Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность – основа семьи. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки.
|
Родительские недели (изучение семьи и её родословной).
Вечера откровенного разговора.
Совместные спортивные мероприятия ( учитель, дети, родители).
Совместные вечера художественного плана
(дети, родители, учителя).
Классные часы, литературные беседы на темы дружбы, любви,семьи.
|
Сформировать понятия сущности социальных ролей:
·настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, мастерством в деле, благородством;
· настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, отзывчивостью, терпимостью, умением прощать, любовью к детям;
· настоящий сын бережёт покой родителей, членам семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создаёт конфликтов, умеет держать данное слово;
· настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться
|
Формирование гражданского отношения к искусству (Я и культура).
Содержание:
|
Формы реализации:
|
Предполагаемый результат деятельности:
|
Познание прекрасного в окружающей действительности. Значение искусства в воспитательном процессе. Выявление способностей, наклонностей каждого ребёнка и их реализация через сеть кружков, клубов, секций, конкурсы, праздники, экскурсии.
|
Беседы на тему искусства
Гостиные (поэтические, музыкальные, театральные)
Встречи с интересными людьми
|
Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов. Занятие детей одним из видов искусства в факультативах и кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности
|
Формирование гражданского отношения к школе ( Я и школа).
Содержание:
|
Формы реализации:
|
Предполагаемый результат деятельности:
|
Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Познавательная активность и культура умственного труда. Участие в жизни школы, забота о школе, участие в школьном самоуправлении.
|
Вечера, фестивали, праздники, встречи, классные часы.
Игры на развитие логики, памяти, внимания: «Исторические битвы», «Что? Где? Когда?», «А вы слышали, что…».
Поэтические игры «Словарь
вежливых слов», «Волшебная школа и сказочный урок», «Я помню чудное мгновенье».
Мероприятия по профориентации: совместные классные часы, собрания с людьми науки, искусства, рабочими, служащими различных специальностей.
Вечера встречи с выпускниками «Дороги, которые мы выбираем».
Анкетирование «Ваши профессиональные намерения».
Выставки, ярмарки.
|
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, овладение этикой взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик», умение дорожить временем, совершенствовать и применять свои знания. Выполнение
распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважение к труду окружающих, забота о младших учащихся.
|
Формирование гражданского отношения к Отечеству (Я и моё Отечество).
Содержание:
|
Формы реализации:
|
Предполагаемый результат деятельности:
|
Осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота. Необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.
|
Акции: «Моё Отечество», «Отчий край». «Земля – мой дом», «Забота».
Вечера: «Знай своё Отечество», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Родина в стихах русских поэтов», «Россия! Русь! Храни себя, храни!»,
Спортивные праздники: «Салют, Победа!, «Когда поют солдаты».
Шефство над ветеранами Великой Отечественной войны.
Экскурсии в города-герои.
Встречи с участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими Российской Армии.
Уроки мужества.
Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты своё Отечество?».
|
Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите своего Отечества.
|
Формирование гражданского отношения к планете (Я и планета).
Содержание:
|
Формы реализации:
|
Предполагаемый результат деятельности:
|
Взаимосвязь между человеком, обществом, природой. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за свою Планету. Роль личности в развитии общества. Цивилизация. Идеал человека, жизненная позиция
|
Беседы и наблюдения, экскурсии, литературные вечера, экологические экспедиции, конкурсы рисунков, плакатов, игры-путешествия, проведение «круглых столов», защита гражданских проектов и др.
|
Учащиеся осознают, что настоящему гражданину следует знать, что такое духовная и материальная культура, духовность человека. Они должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить.
|
7. Этапы реализации воспитательной системы:
1-й этап - подготовительный (1 четверть 2014/2015 учебного года)
Аналитико-диагностичекая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап – практический (2014 – 2016 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап – обобщающий (4 четверть 2015/2016 учебного года)
Обработка данных за 2 года.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
9.Модель выпускника школы:
Исходя из поставленных целей, у учащихся к 10 классу сформированы
(I ступень):
основы культуры общения в коллективе,
трудолюбие,
понимание ценности личного здоровья,
осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,
уважение к Книге, Знаниям, Школе,
уважительное отношение к ценностям семьи,
первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.
10 класс или II ступень.
На второй ступени должны быть сформированы:
культура самовоспитания и общения в коллективе,
экологическая культура,
самоопределение к здоровому образу жизни,
потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,
профессиональная направленность,
умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,
чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.
11 класс - III ступень
У выпускников школы должны быть сформированы:
нравственные нормы поведения,
теоретическое сознание
готовность к труду и профессиональной деятельности,
активная гражданская позиция,
позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,
положительная мотивация к здоровому образу жизни,
способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.
11.Ожидаемый результат.
- 1 Повышение индекса уровня групповой сплочённости.
- 2 Повышение уровня положительной школьной мотивации.
- 3 100% внеурочная занятость учащихся.
- 4 Сформированный актив класса.
10. КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Критерии эффективности воспитательной системы
|
Показатели
|
Методики изучения
|
I. Сформированность индивидуальности учащегося школы
|
1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося
|
-Школьный тест умственного развития Айзенка
- Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
- Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
-Педагогическое наблюдение
|
2.Сформированность нравственного потенциала личности учащегося
|
- Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
-Методики "Акт добровольцев",
-" «Ситуация свободного выбора"
- Метод ранжирования
|
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности школьника
|
- Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
- Педагогическое наблюдение
|
4. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы
|
- Краткий тест творческого мышление П.Торренса (фигурная форма)
|
5.Сформированность физического потенциала выпускника
|
-Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
-Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств
|
II. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса
|
1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе
|
- Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
- Социометрия
- Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
|
2.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе
|
Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»
|
3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе
|
Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
|
Тематические классные часы, классные собрания, подготовка к общешкольным мероприятиям, работа с активом класса.
Тематика классных часов на 2014-2015 учебный год.
|
Тема
|
1
|
День знаний.
|
2
|
Беседа «Коллектив и личность»
|
3
|
КТД – как сделать, что бы жизнь стала интересней
|
4
|
Любовь и дружба
|
5
|
«Вредные привычки. Как с ними бороться?»
|
6
|
День Самоуправления
|
7
|
Спорт в жизни человека
|
8
|
«Мир профессий»
|
9
|
Семья в жизни подростка
|
10.
|
Музыкальные предпочтения нашего класса
|
11.
|
Значение инициативы для жизни школы
|
12
|
«Мир моих увлечений»
|
13.
|
Личная гигиена режим
|
14.
|
«Мои любимые книги»
|
15.
|
Мировой терроризм
|
16.
|
Наши знаменитые земляки
|
17.
|
Христианские традиции русского народа
|
18.
|
Коллективное творчество
|
19.
|
«Физиологическое и психическое развитие подростка»
|
20.
|
Влюблённость и любовь
|
21.
|
Мальчик, юноша, мужчина. С праздником!
|
22.
|
Российские имена на карте мира
|
23.
|
Наше здоровье в наших руках
|
24.
|
«С праздником, девчонки!»
|
25.
|
Счастье – состояние души…
|
26.
|
Спорт в жизни человека
|
27.
|
День космонавтики
|
28.
|
«Красота внешняя и красота внутренняя»
|
29.
|
Профессиональное самоопределение
|
30.
|
К 70 летию Победы. (откр.мероприятие)
|
31.
|
«Мир моих увлечений»
|
32.
|
Родители - дети
|
33.
|
Последний звонок.
|
34.
|
Окончание 10 класса
|
|
|
|